Логистический аутсорсинг в России развивается медленными темпами

Западный опыт показывает, что производителю выгодно передавать функции услуг по управлению запасами, транспортировке товара и складированию специализированным логистическим компаниям, но в России эта услуга ещё недостаточно прижилась. Причины замедленной интеграции этого типа бизнеса в российское экономическое пространство обсудили на «круглом столе» «Открытый разговор» на тему «Логистический аутсорсинг как способ оптимизации затрат» в рамках выставки «ТрансРоссия-2013».
Принцип действия логистического провайдера в том, что клиенту предоставляется не одна, а целый комплекс услуг. Логистический аутсорсинг нужен крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности путём передачи неспецифичной для неё деятельности тем компаниям, для которых эта деятельность является профильной.
«Аутсорсинг – это одна из наиболее продвинутых форм разделения труда. Это позволяет профессионалам сфокусироваться на том, чем им свойственно заниматься», – объяснил директор по закупкам STS Logistics Роман Юников. 
В России процесс передачи логистических услуг на аутсорсинг идёт медленно, но верно.
«У нас сейчас на обслуживании находятся несколько промышленных предприятий. Изначально мы заходили на эти предприятия в качестве консультанта, проводили анализ существующих логистических функций на предприятии, финансовый анализ. Сейчас мы осуществляем логистику сырьевых материалов с полной финансовой ответственностью за поставку нашей компанией», – рассказал директор по коммерции ОАО «РЖД-логистика» Филипп Максимов.
Но несмотря на то что собственная логистика чаще всего ложится тяжким бременем на себестоимость и это доказано примером западных производителей, многие российские компании пока отказываются прибегать к услугам логистического аутсорсинга либо же используют услуги специализированных компаний, когда не хватает собственных мощностей.
«У западных компаний уже принято, что компания занимается только своим собственным бизнесом. У нас же востребованность логистического аутсорсинга носит синусоидальный характер, потому что многие компании периодически закупают свой собственный транспорт.Это часто возможно с минимальными потерями. Но если дело касается очень узкоспецилизированной области перевозок таких как, например, негабаритные или тяжеловесные перевозки, то часто усилия по их осуществлению у непрофессионалов превышают возможную выгоду экономически.  Российские компании не готовы к серьёзной логистике», – утверждает генеральный директор группы компаний «Санна» Сергей Шкарупа.
По словам Романа Юникова, логистическую службу, включая автопарк и склады, приходится содержать круглый год, независимо от того, загружена ли она.
«Примером тому служат Apple, IBM. Они полностью отдали складские и транспортные функции на аутсорсинг, – отметил представитель STS Logistics. – Они не хотят заниматься непрофильными вещами, а перевозку и хранение они отдают компаниям, которые могут это сделать за них».
По мнению участников дискуссии, отказ отдавать непрофильную деятельность на аутсорсинг связан с неправильным и непрофессиональным управленческим подходом со стороны предприятий, а также низким процентом компаний, предлагающих полный спектр услуг.
«В компаниях один человек заказывает транспорт, другой занимается закупками, третий реализацией, ещё один таможней, отдельный человек складом. И у каждого задача как можно больше сэкономить. В результате получаются нестыковки», – сказал Сергей Шкарупа.
Но в России не так много компаний, которые могут нести ответственность за оказываемую услугу. Менеджер по продажам компании InterRail Любовь Шепелева высказала мнение, что, кроме всего прочего, новшества не так просто приживаются в российском менталитете.
«Заказчик полагает, что лучше всего он сделает это сам. Боится отдавать под чью-то ответственность, боится некомпетентности», – резюмировала она.