Перевозка тяжелых негабаритных грузов. Предельные значения

Современная техника для перевозки тяжелых негабаритных грузов может очень многое. Признаться, возможности современной техники достигли таких высот, что возникает искушение сказать, что современная техника может все. И в самом деле: если бы задача перевозки тяжелых негабаритных грузов находилась исключительно в плоскости силового решения, то можно было бы подумать, что «вес взят», и на смену эры инженеров пришла эра механизмов, но это совсем не так. На самом деле перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов – это всегда сложное инженерное решение. Точно также, как и во времена строительства египетских пирамид, все решает сила инженерной мысли.

Итак, что важнее: инженерное решение или современная техника? Конечно, инженерное решение. Именно благодаря качественным инженерным решениям человек может двигать по земле и воде колоссальные конструкции. Разумеется, появление специальных машин значительно упростило задачу транспортировки тяжелых негабаритных грузов, но техника по-прежнему беспомощна до тех пор, пока нет качественного инженерного решения.

Интересный факт: больше всего тяжелых негабаритных грузов перевозят в наиболее экономически развитых странах. Почему? Потому что самое серьезное внимания на Западе уделяется вопросам безопасности. Безопасности в широком смысле этого слова, начиная от личной безопасности граждан и заканчивая безопасностью на промышленных объектах. Тяжелые негабаритные грузы не используются в личном подсобном хозяйстве – это грузы промышленного назначения. Причем речь идет о масштабных предприятиях, предприятиях со сложным производственным циклом и дорогим оборудованием. Мини-пекарнине нуждаются в печи размером с пятиэтажный дом, а вот химические производства использует именно такие блоки и модули. И, чем сложнее производство, тем выше риски. Задача – свести риски к минимуму. Именно поэтому в развитых странах все чаще отказываются от процедуры: монтажа/демонтажа сложных конструкций и транспортировки по частям. Надежнее, проще и безопаснее иметь дело с единой неделимой конструкцией.

К сожалению, по количеству крупногабаритных тяжеловесных грузов, перевозимых по дорогам страны, Россия занимает одно из почетных мест в конце списка развитых стран. Принято считать, что количество тяжелого негабарита на дорогах ограничивается потому, что у нас дороги плохие. Я думаю, что дело не в качестве дорог. Я убежден в том, что проблема в том, что у нас по-прежнему очень мало внимания уделяется современным технологиям транспортировки тяжелых негабаритных грузов. Ни грузовладельцы, ни тем более сотрудники дорожных ведомств просто не знают о том, что сегодня перевозка тяжелых негабаритных грузов может быть не опаснее для дорожного полотна, чем проезд школьного автобуса. Так что позволю себе рассказать немного о том, что такое тяжелый негабаритный груз сегодня.

Сколько может весить груз?

Что же изменилось с тех пор, как египетскую пустыню украсило величественное сооружение, имеющее в основании квадрат 232,4 х 232,4 метра и высоту 146,7 метров, весом 6,5–7 миллионов тонн? Пожалуй, серьезно изменились только меха- низмы. Как и 4600 лет назад, когда инженеры древнего Египта были заняты сооружением пирамиды Хеопса, инженерная мысль имеет определяющее значение. Как и тогда, инженеры уверены в том, что предельных значений не бывает.

Сегодня появился целый ряд задач, в решении которых не требуется участия инженеров. Это грузы весом до 60 тонн, вписывающиеся в стандартные габариты. Такие грузы перевозятся регулярно, существуют стандартные правила транспортировки подобных грузов, боюсь, что ничего нового об этих грузах я не скажу.

Гораздо интереснее и сложнее заниматься перевозкой тяжелых негабаритных грузов. Кстати, любопытный для стороннего наблюдателя и весьма неприятный для профессионалов факт: в действующих сегодня в России нормативных актах тяжелым грузом называется груз от 30 тонн. Это означает, что обычный железнодорожный контейнер – это тот водораздел, после которого начинаются транспортировки, требующие специального оформления, отдельного разрешения и т. д. Можно было бы улыбнуться такому недоразумению, если бы разрешение на провоз КТГ не оформлялось месяцами…

Но вернемся к теме предельных значений.

Фактор геометрии

Как я уже говорил, предельных значений для перевозки тяжелых негабаритных грузов, как минимум, теоретически, не существует. То есть сила инженерной мысли помноженная на возможности современной техники может творить чудеса. Но ведь перевозка тяжелого негабаритного груза – это еще и геометрия.

Вес груза не так страшен, как его геометрические параметры. Инженеры уже давно научились распределять нагрузку между осями машины. То есть, добавляя оси, можно добиться абсолютного минимума давления на дорожное полотно, но ведь дополнительные оси – это дополнительная площадь, а вот ее как раз может не оказаться. Геометрия груза и геометрия площади – это главные ограничения, с которыми приходится иметь дело при перевозке тяжелых негабаритных грузов.

Грузоподъемность мостов

Второе важное ограничение касается грузоподъемности мостов. Перевозка тяжелых негабаритных грузов требует серьезной подготовки в плане разработки маршрута. Мы уже давно привыкли к тому, что мостостроители и дорожники зачастую дают заниженные цифры по грузоподъемности моста. Именно поэтому мы заранее готовим проект транспортировки, обосновывая использование каждого инженерного сооружения общего пользования.

Высота мостов

Третье ограничение, с которым приходится часто сталкиваться – это высота мостов. При перевозке КТГ довольно часто мы должны отдельно проводить демонтаж линий электропередач. Так мы решаем вопрос безопасности транспортировки, сохранности груза и инфраструктурных объектов. К сожалению, с мостами так поступить невозможно. Если грузоподъемность моста – это величина установленная раз и навсегда, то вот высота моста – это значение «плавающее». Со временем высота моста претерпевает изменения. Каждый раз, когда дорожные службы проводят укладку нового асфальта, мост «опускается» на несколько сантиметров.

Порой отсутствие нескольких сантиметров высоты приводит к трагикомическим последствиям. Еще 10 лет назад транспортировка тяжелых негабаритных грузов была редкостью. Каждый такой проект был событием, к которому серьезно готовились, правда, практического опыта первым перевозчиками – энтузиастам не хватало. Однажды по не самым ровным дорогам России перевозили яхту. Казалось бы, и груз не сложный, и вес, и габариты не слишком большие, однако яхта до места назначения так и не дошла, потому что проезд под одним из мостов, который оказался существенно ниже, чем значилось в документации, закончился повреждением ее палубной части. В свое первое плаванье яхта так и не вышла…

К сожалению, такие подробности, как реальная, а не конструктивная высота моста, не всегда находят отражения в технической документации, поэтому каждой ответственной транспортировке предшествует «генеральная репетиция» – мы провозим по маршруту макет груза.

Дальность перевозки

Стоимость перевозки тяжелых негабаритных грузов – это производная от веса груза, его габаритов и километража перевозки. Планируя перевозку, мы всегда стремимся к такому логистическому решению, при котором оптимально сочетаются преимущества разных видов транспорта. Транспортировка тяжелого негабаритного груза по земле – это дорого. Задача – привести дальность перевозки к оптимальному минимуму. Кстати, возможно, профессионалам будет интересно узнать, что в нашей практике бывают случаи, когда тяжелый негабаритный груз перемещается всего на 20–30 метров. Несмотря на более, чем скромное расстояние, такая транспортировка требует гораздо более серьезного подхода, чем перевозка на бо- лее далекие расстояния. Мы готовим индивидуальное инженерное решение, просчитываем коэффициент запаса прочности и т. д. Правда, перемещение груза на расстояние в несколько десятков метров на нашем профессиональном языке называется «надвижкой», но процедуры это не меняет.
Статья "Перевозка тяжелых негабаритных грузов.
Предельные значения" в журнале "АвтоТрансИнфо" от 29 августа 2011 №14 (252).